Журавлями в небе назвали
синиц, которые не давались в руки.
В. Фирсов
Организация работы с
молодыми специалистами
При наличии в учреждении образования одного-двух молодых
специалистов работа организуется по принципу: молодой специалист — наставник из
числа опытных педагогов (учитель высшей или первой квалификационной категории).
Обязательное условие сотрудничества — наличие планов работы, составленных на
основе диагностических исследований; карт наблюдения, дневников и других
документов у обоих субъектов методическойдеятельности.
Не стоит забывать молодому специалисту о выборе темы по
самообразованию (определить ее помогут результаты диагностики), а также о
необходимости работать над ней под руководством наставника. Работая в
предложенном режиме, наставник и молодой педагог получат возможность превратить
профессиональную коммуникацию в неформальный процесс сотрудничества,
взаимопонимания и сотворчества.
Наставничество является формой передачи опыта состоявшегося
педагога молодому специалисту. Это наиболее эффективная форма взаимодействия в
системе опытный педагог-начинающий педагог.
План работы наставника
и молодого специалиста можно составить
следующим образом для каждого свой, с акцентом на деятельности каждого субъекта
взаимодействия).
№
п/п
|
Содержание работы
|
Форма
проведения
|
Сроки
исполнения
|
Предполагаемый
результат
|
Ответствен
ный
|
|
1
|
Собеседование с молодыми специалистами, ознакомление с
учебной программой, учебниками, календарно-тематическим планированием, др.
Обеспечение нагрузкой
|
Индивидуальная беседа
|
Август
|
Представление на педагогическом совете, экскурсия по школе,
знакомство с коллегами
|
Зам. директора по УР
|
|
Определение наставника
|
Совпадение коллег по темпераменту
|
|||||
2
|
Изучение нормативных правовых актов, регулирующих организацию
образовательного вопроса
|
Индивидуальная консультация + работа в составе МО на первом
ИМС
|
Август
|
Составление перечня основных документов, приобщение к
коллективному обсуждению ИМП к началу учебного года на заседании МО
|
Наставник, руководитель МО
|
|
3
|
Ведение школьной документации
|
Индивидуальная консультация
|
Сентябрь
|
Пошаговый инструктаж — недопущение ошибок
|
Наставник, зам. директора по УР
|
|
Знакомство с классными коллективами
|
«Следование
тенью»
|
|||||
4
|
Основы целеполагания. Формы оформления рабочего документа
учебного занятия
|
Совместная
разработка
|
Сентябрь
|
Понимание цели педагога и цели ученика на учебном занятии.
Выбор оптимального варианта оформления документа
(план-конспект)
|
Наставник
|
|
5
|
Внеклассная работа учителя по предмету
|
Диалог
|
Октябрь
|
Наставник
|
||
6
|
Участие в заседаниях МО по учебному предмету
|
В течение учебного года
|
Наставник, руководитель МО
|
|||
7
|
Выполнение учебной программы. Соблюдение требований оформления
журналов, проверки тетрадей, др.
|
Тренинг
|
Ноябрь
|
Наставник
|
||
8
|
Участие в творческом отчете педагогов «Роль самообразования в
становлении учителя»
|
Полилог
|
Декабрь
|
Выбор темы самообразования
|
Наставник/
молодой
специалист
|
|
9-11
|
По усмотрению наставника и молодого специалиста (основание:
наблюдения, диагностика)
|
|||||
12
|
Проведение открытых учебных занятий
|
Открытое учебное занятие
|
Май
|
Ситуация успеха каждому педагогу
|
Наставник/
молодой
специалист
|
|
Подведение итогов совместной деятельности, диагностика
затруднений
|
Круглый стол или пристендо- вая защита
|
Определение проблем и путей их решения в следующем учебном
году
|
Зам. директора по УР
|
|||
13
|
На основе анализа деятельности за текущий учебный год и
диагностики составляется план работы на следующий учебный год
|
|||||
Примечание. В таблицу можно и нужно добавить еще одну графу для фиксации
выполнения запланированных мероприятий.
Возможен и другой вариант, основанный на итогах диагностических
исследований (зачастую в учреждение образования приходят теоретически
подготовленные специалисты). Указанные ниже проблемы могут быть включены в
графу «Содержание работы» предыдущего плана.
Проблемы
|
Пути решения
|
Деятельность молодого специалиста
|
Примечания
|
1. Психологический барьер (неприятие молодого педагога
коллективом и др.)
|
Представление педагогическому коллективу, поздравление с
началом трудовой деятельности, экскурсия по школе, личное знакомство с
коллегами
|
Личное знакомство с коллегами, доброжелательность,
соответствующий ситуации дресс-код, «смирение» во взгляде
|
|
2. Недостаточная методическая подготовка (неразличение
понятий прием, метод, технология, нерациональное использование времени
учебного занятия и др.)
|
Закрепление наставника- посредника, составление пошагового
плана взаимодействия
|
Изучение и реферирование составленного списка литературы.
Систематическое посещение учебных занятий коллег с предварительной
разработкой своего плана проведения учебного занятия. Совместный анализ
посещенных занятий
|
|
3. Слабое владение правовыми нормативными документами,
регламентирующими работу учреждения образования
|
Составление перечня основных документов, подлежащих
изучению. Собеседование по содержанию изученных документов
|
Составление итогового продукта (реферат, тезисы, конспект,
перечень вопросов и др.)
|
|
4. Отсутствие навыка самоанализа деятельности
|
Диагностика затруднений
|
Участие в тренингах; посещение учебных занятий, завершающихся
самоанализом; формирование умения просить об оказании помощи
|
|
5. Незнание возрастной психологии учащихся, неумение
учитывать гендерные особенности учащихся и др.
|
Проведение практикума, тренинга, изучение специальной
литературы
|
Активное участие в тренингах
|
|
6. Низкий уровень мотивации молодого специалиста
|
Создание ситуации успеха, публичное поощрение молодого
специалиста
|
Участие во всех мероприятиях (сдерживание «гордыни» и
превосходства)
|
|
7.
|
Если в учреждении образования работают три (и более) молодых
специалиста, стоит организовать работу Школы молодого педагога, составить план
ее работы. Предлагаем ознакомиться с таким вариантом плана.
План работы Школы молодого педагога
(количество заседаний
определяется руководителем)
Цель деятельности Школы: создание условий молодым педагогам для
закрепления в профессии посредством оказания им методической помощи в
адаптации, развитии и саморазвитии.
Заседание 1
Тема: Нормативное правовое обеспечение деятельности молодых
специалистов.
Цель: создание условий молодым специалистам к адаптации к новым
производственным отношениям посредством организованной профессиональной
коммуникации.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание (ИМС).
Сроки проведения: август.
Вопросы для обсуждения
1. ОДИ (организационно-деятельностная игра)
«Знакомство». В ходе игры определяется круг проблем, характерных для
деятельности молодых специалистов, и пути их решения (отв. руководитель Школы
молодого педагога). Можно рассмотреть также следующие вопросы:
—Должностные и функциональные обязанности педагога (отв.
заместитель директора).
—Контрактная система: что это такое? (Отв. председатель
первичной профсоюзной организации.)
— Алгоритм работы с нормативной правовой и
учебно-методической документацией (отв. заместитель директора).
2. Коррекция проекта плана работы Школы
молодого педагога (отв. руководитель Школы молодого педагога).
Литература:
1.
2.
3.
Сентябрьское заседание
предлагаем посвятить следующим вопросам:
—работа с примерным календарно-тематическим планированием
(использование имеющегося, а в последующем его адаптация к уровню обученности
учащихся, специфике работы учреждения образования, др.);
—заполнение классного журнала, выставление отметок в дневники
учащихся;
—режим проверки и оценивания заданий в контрольных и рабочих
тетрадях учащихся;
—выполнение требований охраны труда и правил безопасного
поведения, др.
Заседание 2
Тема: Современный урок: подходы к моделированию, реализации,
рефлексии.
Цель: создание условий участникам заседания для актуализации
знаний о формах учебного занятия, подходах к целеполаганию посредством
включения в аналитико-про- гностическую деятельность.
Форма проведения: тренинг.
Сроки проведения: октябрь.
Вопросы для обсуждения
1. Учебное занятие. Его формы. Урок как форма учебного
занятия (отв. руководитель Школы молодого педагога).
2. Цель и задачи урока (отв. заместитель
директора).
3. Поурочный план, конспект, технологическая карта:
оформление и отбор содержания (отв. заместитель директора).
Литература:
1.
2.
3.
Заседание 3
Тема: Природосообразные формы организации познавательной
деятельности учащихся.
Цель: создание условий участникам заседания для отбора
природосообразных форм организации познавательной деятельности учащихся
посредством включения их в планово- 1рогностическую деятельность.
Форма проведения: тренинг.
Сроки проведения:
Вопросы для обсуждения
1. Формы организации познавательной
деятельности учащихся на учебном занятии ^отв. руководитель Школы молодого
педагога).
2. Освоение отдельных приемов активизации
познавательного интереса учащихся (отв. учитель-методист или учитель высшей
квалификационной категории).
3. Учет доминирующей деятельности
ученика (игра, общение, труд, познание) при моделировании и проведении учебного
занятия (отв. педагог-психолог).
Литература:
1.
2.
3.
Заседание 4
Тема: Рефлексия. Ее роль в деятельности педагога.
Цель: создание условий участникам заседания для выработки
установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание
этих процессов другими посредством организованной профессиональной
коммуникации.
Форма проведения: семинар-практикум.
Сроки проведения:
Вопросы для обсуждения
1. Рефлексия: ее виды и функции (отв.
педагог-психолог).
2. Приемы рефлексии: оценочные и
знаниевые (отв. руководитель Школы молодого педагога).
3. Практикум «Использование приемов рефлексии
в практической деятельности» (отв. учитель высшей квалификационной категории).
Литература
1. Кашлев, С. С. Интерактивные
методы обучения педагогике: учеб. пособие / С.С. Кашлев. — Минск: Вышэйшая
школа, 2004. — 176 с.
2. Метаева, В. А. Методологическое обоснование
рефлексивных методик / А.А. Метаева // Педагогика. — 2006. — № 7. — С. 38—44.
3. Шеститко, И. В. Организация
рефлексивной деятельности учащихся: теория и практика / И.В. Шеститко //
Пачатковая школа. — 2011. — № 1. — С. 26—28.
Заседание (итоговое)
Тема: Современный урок: моделирование, реализация, самоанализ,
анализ.
Цель: создание условий всем участникам мероприятия для
демонстрации педагогического мастерства посредством участия в панораме
методических идей.
Форма проведения: панорама методических идей.
Сроки проведения: май.
Вопросы для обсуждения
1.
Степень соответствия
разработанной модели учебного занятия и варианта ее реализации. Причины
расхождения (отв. молодые специалисты, проводившие учебные занятия,
воспитательные мероприятия).
2. Варианты анализа урока по И.Я.
Лернеру, Ю.А. Конаржевскому, Т.И. Шамовой, др. (отв. заместитель директора).
3. Диагностика затруднений и
потребностей педагогов. Разработка проекта плана работы Школы молодого
педагога на следующий учебный год (отв. руководитель Школы молодого педагога).
Литература
1. 2. 3.
Примечание. Данное заседание явится подведением итогов
работы за учебный год. С графиком проведения открытых занятий педагоги должны
ознакомиться заранее.
назад
Комментариев нет:
Отправить комментарий