Организация работы с молодыми специалистами

Журавлями в небе назвали синиц, которые не давались в руки.
В. Фирсов
Организация работы с молодыми специалистами
При наличии в учреждении образования одного-двух молодых специалистов работа организуется по принципу: молодой специалист — наставник из числа опытных педагогов (учитель высшей или первой квалификационной категории). Обязательное условие сотруд­ничества — наличие планов работы, составленных на основе диагностических исследова­ний; карт наблюдения, дневников и других документов у обоих субъектов методическойдеятельности.
Не стоит забывать молодому специалисту о выборе темы по самообразованию (определить ее помогут результаты диагностики), а также о необходимости работать над ней под руководством наставника. Работая в предложенном режиме, наставник и молодой педагог получат возможность превратить профессиональную коммуникацию в неформаль­ный процесс сотрудничества, взаимопонимания и сотворчества.
Наставничество является формой передачи опыта состоявшегося педагога молодому специалисту. Это наиболее эффективная форма взаимодействия в системе опытный педа­гог-начинающий педагог.
План работы наставника и молодого специалиста можно составить следующим образом для каждого свой, с акцентом на деятельности каждого субъекта взаимодействия).
п/п
Содержание работы
Форма
проведения
Сроки
исполнения
Предполагаемый
результат
Ответствен­
ный
1
Собеседование с моло­дыми специалистами, ознакомление с учебной программой, учебниками, календарно-тематическим планированием, др. Обеспечение нагрузкой
Индивиду­альная бесе­да
Август
Представление на пе­дагогическом совете, экскурсия по школе, знакомство с коллегами
Зам. дирек­тора по УР
Определение наставника
Совпадение коллег по темпераменту
2
Изучение нормативных правовых актов, регу­лирующих организацию образовательного вопроса
Индивиду­альная кон­сультация + работа в со­ставе МО на первом ИМС
Август
Составление перечня ос­новных документов, при­общение к коллективно­му обсуждению ИМП к началу учебного года на заседании МО
Наставник, руководи­тель МО
3
Ведение школьной доку­ментации
Индивиду­альная кон­сультация
Сентябрь
Пошаговый инструктаж — недопущение ошибок
Наставник, зам. дирек­тора по УР
Знакомство с классными коллективами
«Следование
тенью»
4
Основы целеполагания. Формы оформления рабо­чего документа учебного занятия
Совместная
разработка
Сентябрь
Понимание цели педа­гога и цели ученика на учебном занятии.
Выбор оптимального ва­рианта оформления до­кумента (план-конспект)
Наставник
5
Внеклассная работа учи­теля по предмету
Диалог
Октябрь
Наставник
6
Участие в заседаниях МО по учебному предмету
В течение учебного года
Наставник, руководи­тель МО
7
Выполнение учебной программы. Соблюдение требований оформления журналов, проверки те­традей, др.
Тренинг
Ноябрь
Наставник
8
Участие в творческом отчете педагогов «Роль самообразования в станов­лении учителя»
Полилог
Декабрь
Выбор темы самообра­зования
Наставник/
молодой
специалист
9-11
По усмотрению наставни­ка и молодого специали­ста (основание: наблюде­ния, диагностика)
12
Проведение открытых учебных занятий
Открытое учебное за­нятие
Май
Ситуация успеха каждо­му педагогу
Наставник/
молодой
специалист
Подведение итогов со­вместной деятельности, диагностика затруднений
Круглый стол или пристендо- вая защита
Определение проблем и путей их решения в сле­дующем учебном году
Зам. дирек­тора по УР
13
На основе анализа деятельности за текущий учебный год и диагностики составляется план работы на следующий учебный год
Примечание. В таблицу можно и нужно добавить еще одну графу для фиксации выполнения запланированных мероприятий.
Возможен и другой вариант, основанный на итогах диагностических исследований (зачастую в учреждение образования приходят теоретически подготовленные специалисты). Указанные ниже проблемы могут быть включены в графу «Содержание работы» предыдущего плана.
Проблемы
Пути решения
Деятельность молодого специалиста
Примечания
1. Психологический барьер (неприятие молодого педа­гога коллективом и др.)
Представление педагогиче­скому коллективу, поздрав­ление с началом трудовой деятельности, экскурсия по школе, личное знакомство с коллегами
Личное знакомство с колле­гами, доброжелательность, соответствующий ситуации дресс-код, «смирение» во взгляде
2. Недостаточная методиче­ская подготовка (неразличе­ние понятий прием, метод, технология, нерациональ­ное использование времени учебного занятия и др.)
Закрепление наставника- посредника, составление пошагового плана взаимо­действия
Изучение и реферирование составленного списка лите­ратуры. Систематическое посещение учебных занятий коллег с предварительной разработкой своего плана проведения учебного за­нятия. Совместный анализ посещенных занятий
3. Слабое владение право­выми нормативными до­кументами, регламентиру­ющими работу учреждения образования
Составление перечня ос­новных документов, под­лежащих изучению. Собе­седование по содержанию изученных документов
Составление итогового про­дукта (реферат, тезисы, конспект, перечень вопро­сов и др.)
4. Отсутствие навыка само­анализа деятельности
Диагностика затруднений
Участие в тренингах; по­сещение учебных занятий, завершающихся самоанали­зом; формирование умения просить об оказании помощи
5. Незнание возрастной пси­хологии учащихся, неуме­ние учитывать гендерные особенности учащихся и др.
Проведение практикума, тренинга, изучение специ­альной литературы
Активное участие в тре­нингах
6. Низкий уровень мотива­ции молодого специалиста
Создание ситуации успеха, публичное поощрение моло­дого специалиста
Участие во всех мероприя­тиях (сдерживание «горды­ни» и превосходства)
7.
Если в учреждении образования работают три (и более) молодых специалиста, стоит организовать работу Школы молодого педагога, составить план ее работы. Предлагаем ознакомиться с таким вариантом плана.
План работы Школы молодого педагога
(количество заседаний определяется руководителем)
Цель деятельности Школы: создание условий молодым педагогам для закрепления в про­фессии посредством оказания им методической помощи в адаптации, развитии и саморазвитии.
Заседание 1
Тема: Нормативное правовое обеспечение деятельности молодых специалистов.
Цель: создание условий молодым специалистам к адаптации к новым производствен­ным отношениям посредством организованной профессиональной коммуникации.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание (ИМС).
Сроки проведения: август.
Вопросы для обсуждения
1.   ОДИ (организационно-деятельностная игра) «Знакомство». В ходе игры определяется круг проблем, характерных для деятельности молодых специалистов, и пути их решения (отв. руководитель Школы молодого педагога). Можно рассмотреть также следующие вопросы:
—Должностные и функциональные обязанности педагога (отв. заместитель директора).
—Контрактная система: что это такое? (Отв. председатель первичной профсоюзной организации.)
—  Алгоритм работы с нормативной правовой и учебно-методической документацией (отв. заместитель директора).
2.     Коррекция проекта плана работы Школы молодого педагога (отв. руководитель Школы молодого педагога).
Литература:
1.
2.
3.
Сентябрьское заседание предлагаем посвятить следующим вопросам:
—работа с примерным календарно-тематическим планированием (использование име­ющегося, а в последующем его адаптация к уровню обученности учащихся, специфике работы учреждения образования, др.);
—заполнение классного журнала, выставление отметок в дневники учащихся;
—режим проверки и оценивания заданий в контрольных и рабочих тетрадях учащихся;
—выполнение требований охраны труда и правил безопасного поведения, др.
Заседание 2
Тема: Современный урок: подходы к моделированию, реализации, рефлексии.
Цель: создание условий участникам заседания для актуализации знаний о формах учебного занятия, подходах к целеполаганию посредством включения в аналитико-про- гностическую деятельность.
Форма проведения: тренинг.
Сроки проведения: октябрь.
Вопросы для обсуждения
1.   Учебное занятие. Его формы. Урок как форма учебного занятия (отв. руководитель Школы молодого педагога).
2.    Цель и задачи урока (отв. заместитель директора).
3.   Поурочный план, конспект, технологическая карта: оформление и отбор содержания (отв. заместитель директора).
Литература:
1.
2.
3.
Заседание 3
Тема: Природосообразные формы организации познавательной деятельности учащихся.
Цель: создание условий участникам заседания для отбора природосообразных форм организации познавательной деятельности учащихся посредством включения их в планово- 1рогностическую деятельность.
Форма проведения: тренинг.
Сроки проведения:
Вопросы для обсуждения
1.    Формы организации познавательной деятельности учащихся на учебном занятии ^отв. руководитель Школы молодого педагога).
2.   Освоение отдельных приемов активизации познавательного интереса учащихся (отв. учитель-методист или учитель высшей квалификационной категории).
3.     Учет доминирующей деятельности ученика (игра, общение, труд, познание) при моделировании и проведении учебного занятия (отв. педагог-психолог).
Литература:
1.
2.
3.
Заседание 4
Тема: Рефлексия. Ее роль в деятельности педагога.
Цель: создание условий участникам заседания для выработки установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этих процессов другими посредством организованной профессиональной коммуникации.
Форма проведения: семинар-практикум.
Сроки проведения:
Вопросы для обсуждения
1.   Рефлексия: ее виды и функции (отв. педагог-психолог).
2.     Приемы рефлексии: оценочные и знаниевые (отв. руководитель Школы молодого педагога).
3.    Практикум «Использование приемов рефлексии в практической деятельности» (отв. учитель высшей квалификационной категории).
Литература
1.      Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: учеб. пособие / С.С. Кашлев. — Минск: Вышэйшая школа, 2004. — 176 с.
2.   Метаева, В. А. Методологическое обоснование рефлексивных методик / А.А. Метаева // Педагогика. — 2006. — № 7. — С. 38—44.
3.     Шеститко, И. В. Организация рефлексивной деятельности учащихся: теория и практика / И.В. Шеститко // Пачатковая школа. — 2011. — № 1. — С. 26—28.
Заседание (итоговое)
Тема: Современный урок: моделирование, реализация, самоанализ, анализ.
Цель: создание условий всем участникам мероприятия для демонстрации педагогиче­ского мастерства посредством участия в панораме методических идей.
Форма проведения: панорама методических идей.
Сроки проведения: май.
Вопросы для обсуждения
1.     Степень соответствия разработанной модели учебного занятия и варианта ее реали­зации. Причины расхождения (отв. молодые специалисты, проводившие учебные занятия, воспитательные мероприятия).
2.     Варианты анализа урока по И.Я. Лернеру, Ю.А. Конаржевскому, Т.И. Шамовой, др. (отв. заместитель директора).
3.      Диагностика затруднений и потребностей педагогов. Разработка проекта плана ра­боты Школы молодого педагога на следующий учебный год (отв. руководитель Школы молодого педагога).
Литература
1. 2. 3.
Примечание. Данное заседание явится подведением итогов работы за учебный год. С гра­фиком проведения открытых занятий педагоги должны ознакомиться заранее.


назад

Комментариев нет:

Отправить комментарий