Существует несколько вариантов оформления плана методического
объединения, однако перед его составлением разработчикам стоит учесть
информацию об этапах и закономерностях планирования деятельности:
• этап целеполагания — формулирование цели и
задач функционирования и развития формирования, прогнозируемого результата на
основе диагностики субъектов методической деятельности, анализа процессов и
результатов деятельности и др.;
• этап отбора, дифференциации и
структурирования содержания взаимодействия всех субъектов методической
деятельности по обеспечению результата работы;
• этап организации взаимодействия субъектов
методической деятельности по выполнению плана работы МО с учетом имеющихся
условий и средств;
• этап методического сопровождения
взаимодействия субъектов образовательного пространства по реализации плана
работы (использование приемов, средств, методов по организации взаимодействия).
Особое место в плане работы МО отводится задачам на новый
учебный год. Очень важно, чтобы в формулировке задач воплотились выводы,
сделанные в аналитической части плана или содержащиеся в подтексте анализа.
Проблемы, выявленные в результате диагностических исследований, — хорошее
подспорье для определения задач.
Задачи должны быть конкретны и актуальны.
При формулировке задач чаще всего встречаются следующие недочеты:
1) отсутствие взаимосвязи между основными аналитическими
выводами о работе МО в прошедшем учебном году и задачами на предстоящий период
плановой работы;
2) надуманный характер задач, недостаточная их ориентация
на решение кардинальных вопросов;
3) отсутствие содержательной емкости и логической
стройности в изложении задач, смешение главных и вспомогательных задач,
излишняя детализация, нагромождение неоправданно большого количества задач.
Цель деятельности МО сформулировать просто: создание условий субъектам
методической деятельности для развития их профессионального и личностного
потенциала средствами методической работы, или создание условий для личностного
и профессионального роста педагогов средствами методической работы.
Для методической службы учреждения образования цель можно
сформулировать так: создание условий для модернизации методической службы
посредством приведения ее в соответствие с заявленной деятельностью учреждения
образования по созданию поливариантной образовательной среды.
Задачи методической работы — пошаговое выполнение цели. Ниже
приведены формулировки задач (поскольку они не ранжированы, каждый руководитель
МО отбирает соответствующие анализу деятельности и результатам диагностики и
адаптирует к условиям учреждения образования):
·
способствовать
овладению педагогами обновленным содержанием образования (в т.ч. содержанием
допрофильной подготовки и профильного обучения); эта задача будет актуальна во
всех учреждениях образования долгие годы;
·
обеспечивать освоение
педагогами приемов образовательных технологий обучения и воспитания (данная
задача должна находить отражение в планах МО в течение 3—5 лет согласно
алгоритму внедрения технологии);
·
осуществлять
знакомство с принципами интенсификации образовательного процесса в связи с
сокращением учебных программ и остающимся различием форм итоговых испытаний за
курс общего среднего образования и прохождении ЦТ;
·
практиковать
расширение степени участия педагогов во внутришкольном управлении (ВШУ);
·
обеспечивать
осознанное применение педагогами норм оценки результатов учебной деятельности
учащихся, безотметочного обучения (для учителей I ступени общего среднего
образования и учителей иностранного языка, преподающих на данной ступени);
·
обеспечивать охват
методической учебой всех членов формирования;
·
актуализировать
компетентностный подход к построению методической работы учреждения общего
среднего образования;
·
осуществлять
выявление, формирование, обобщение и распространение эффективной педагогической
и управленческой практики;
·
содействовать сопровождению
экспериментальной и инновационной деятельности;
·
способствовать
формированию аналитических умений и навыков педагогов в планировании и
организации самообразовательной работы;
·
содействовать
формированию методологической культуры педагогов как средства повышения
профессионального мастерства;
·
поддерживать
поиски педагога в развитии культуры самоанализа собственной деятельности;
·
обеспечивать
связь с экспериментальными площадками учреждения образования (района) для
поддержки сетевых форм взаимодействия и др.
Предлагаем не увлекаться количеством задач. У любого коллектива
есть резерв возможностей. В случае необходимости можно создать временные
творческие или исследовательские группы, лаборатории для решения определенных
задач. Если назвать методическое объединение кафедрой и не подкрепить
деятельность научной составляющей, то результатов ждать придется очень долго.
План работы МО можно оформить по направлениям деятельности.
Выбор варианта остается за руководителем МО и его членами.
Тематика заседаний методического объединения может быть
следующей:
• Овладение педагогами обновленным содержанием
образования.
• Формирование условий для обучения учащихся в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями.
• Применение педагогами норм оценки результатов учебной
деятельности учащихся (в пользу ученика).
• Выявление, формирование, обобщение и распространение
эффективной педагогической и управленческой практики.
• Сопровождение экспериментальной и инновационной
деятельности.
• Использование междисциплинарной организации содержания
образования. Интегрированное обучение. От межпредметных связей к
интегрированному обучению.
• Формирование культуры системного мышления педагогов.
• Создание (разработка) новых приемов и методов обучения или
осознанное применение наиболее эффективных приемов и методов обучения.
• Пути преодоления формализма в оценке качества знаний
учащихся.
• Методика анализа и оценка эффективности профессиональной
деятельности педагога и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий