Рекомендации по составлению плана работы школьного МО

Существует несколько вариантов оформления плана методического объединения, однако перед его составлением разработчикам стоит учесть информацию об этапах и закономерностях планирования деятельности:
•    этап целеполагания — формулирование цели и задач функционирования и развития формирования, прогнозируемого результата на основе диагностики субъектов методической деятельности, анализа процессов и результатов деятельности и др.;
•    этап отбора, дифференциации и структурирования содержания взаимодействия всех субъектов методической деятельности по обеспечению результата работы;
•    этап организации взаимодействия субъектов методической деятельности по выполнению плана работы МО с учетом имеющихся условий и средств;
•    этап методического сопровождения взаимодействия субъектов образовательного пространства по реализации плана работы (использование приемов, средств, методов по организации взаимодействия).
Особое место в плане работы МО отводится задачам на новый учебный год. Очень важно, чтобы в формулировке задач воплотились выводы, сделанные в аналитической части плана или содержащиеся в подтексте анализа. Проблемы, выявленные в результате диагностических исследований, — хорошее подспорье для определения задач.
Задачи должны быть конкретны и актуальны.
При формулировке задач чаще всего встречаются следующие недочеты:
1)  отсутствие взаимосвязи между основными аналитическими выводами о работе МО в прошедшем учебном году и задачами на предстоящий период плановой работы;
2)  надуманный характер задач, недостаточная их ориентация на решение кардинальных вопросов;
3)  отсутствие содержательной емкости и логической стройности в изложении задач, смешение главных и вспомогательных задач, излишняя детализация, нагромождение неоправданно большого количества задач.
Цель деятельности МО сформулировать просто: создание условий субъектам методической деятельности для развития их профессионального и личностного потенциала средствами методической работы, или создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы.
Для методической службы учреждения образования цель можно сформулировать так: создание условий для модернизации методической службы посредством приведения ее в соответствие с заявленной деятельностью учреждения образования по созданию поливариантной образовательной среды.
Задачи методической работы — пошаговое выполнение цели. Ниже приведены формулировки задач (поскольку они не ранжированы, каждый руководитель МО отбирает соответствующие анализу деятельности и результатам диагностики и адаптирует к условиям учреждения образования):
·         способствовать овладению педагогами обновленным содержанием образования (в т.ч. содержанием допрофильной подготовки и профильного обучения); эта задача будет актуальна во всех учреждениях образования долгие годы;
·         обеспечивать освоение педагогами приемов образовательных технологий обучения и воспитания (данная задача должна находить отражение в планах МО в течение 3—5 лет согласно алгоритму внедрения технологии);
·          осуществлять знакомство с принципами интенсификации образовательного процесса в связи с сокращением учебных программ и остающимся различием форм итоговых испытаний за курс общего среднего образования и прохождении ЦТ;
·         практиковать расширение степени участия педагогов во внутришкольном управлении (ВШУ);
·          обеспечивать осознанное применение педагогами норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, безотметочного обучения (для учителей I ступени общего среднего образования и учителей иностранного языка, преподающих на данной ступени);
·         обеспечивать охват методической учебой всех членов формирования;
·          актуализировать компетентностный подход к построению методической работы учреждения общего среднего образования;
·         осуществлять выявление, формирование, обобщение и распространение эффективной педагогической и управленческой практики;
·         содействовать сопровождению экспериментальной и инновационной деятельности;
·          способствовать формированию аналитических умений и навыков педагогов в планировании и организации самообразовательной работы;
·          содействовать формированию методологической культуры педагогов как средства повышения профессионального мастерства;
·          поддерживать поиски педагога в развитии культуры самоанализа собственной деятельности;
·          обеспечивать связь с экспериментальными площадками учреждения образования (района) для поддержки сетевых форм взаимодействия и др.
Предлагаем не увлекаться количеством задач. У любого коллектива есть резерв возможностей. В случае необходимости можно создать временные творческие или исследовательские группы, лаборатории для решения определенных задач. Если назвать методическое объединение кафедрой и не подкрепить деятельность научной составляющей, то результатов ждать придется очень долго.
План работы МО можно оформить по направлениям деятельности.  Выбор варианта остается за руководителем МО и его членами.
Тематика заседаний методического объединения может быть следующей:
•  Овладение педагогами обновленным содержанием образования.
• Формирование условий для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.
• Применение педагогами норм оценки результатов учебной деятельности учащихся (в пользу ученика).
• Выявление, формирование, обобщение и распространение эффективной педагогической и управленческой практики.
•  Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.
• Использование междисциплинарной организации содержания образования. Интегрированное обучение. От межпредметных связей к интегрированному обучению.
•  Формирование культуры системного мышления педагогов.
• Создание (разработка) новых приемов и методов обучения или осознанное применение наиболее эффективных приемов и методов обучения.
•  Пути преодоления формализма в оценке качества знаний учащихся.
 • Методика анализа и оценка эффективности профессиональной деятельности педагога и др.


Комментариев нет:

Отправить комментарий